Получат ли российские авиапервозчики финансовые гарантии от государства |
29.09.2014 03:27 |
На прошедшей неделе ряд российских СМИ опубликовали информацию о том, что группа авиапервозчиков обратились в Правительство РФ с просьбой о предоставлении государственных гарантий под новые кредиты. Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) и ряд крупных авиационных перевозчиков от авторства и своего участия в таком послании отказались. Напомним, что речь идет о полученной из неназванного чиновника в Правительстве информации о том, что на рассмотрение властей поступило обращение от группы компаний, которым банки отказали в выдаче ранее согласованных кредитов. Проблемы с финансированием возникли в связи с резкими изменениями валютного курса и особыми требованиями Украины к перелетам через воздушное пространство этого государства. Официального подтверждения из Правительства факту получения такого письма пока также нет. Тем не менее, объективное рассмотрение ситуации свидетельствует о том, что многие российские авиаперевозчики в действительности нуждаются в государственной поддержке – и именно не в самом финансировании, а всего лишь в гарантиях под кредитные линии. Невозможность открыто обратиться к Правительству тоже объясняется вполне объективными причинами – это может вызвать серьезную панику на рынке и практически привести компанию к банкротству. Любые сомнения в стабильности авиаперевозчика приводят к отказу от ее услуг, а поставщики требуют немедленного возврата долгов (практически каждая компания летает в долг). Аналитики авиарынка подтверждают, что период сейчас для отечественного авиаперевозчика действительно очень трудный. Объемы издержек, связанных только с лизингом, в сентябре выросли, как минимум, на 20%. Стоимость отечественного топлива также приближается к мировым ценам. Учитывая, что сейчас происходит переход с летнего расписания на зимнее, и компаниям необходимо иметь в наличии достаточный объем оборотных средств для поддержки пока еще высоких показателей перевозок, дефицит финансирования – это верная дорога в никуда. Интересно, что если такое письмо, о котором мы говорили выше, действительно существует, то поставленные в нем вопросы именно о госгарантиях, а не о государственных кредитах, сформулированы очень грамотно. В банковской сфере не принято отказывать в выдаче кредитов под государственное обеспечение, а сами компании смогут в случае краха всего лишь сменить собственника (гарантии выдаются государством под залог акций) и этим сохранить весь авиапарк. |