ЭКСПЕРТЫ КОМИТЕТА ОБСУДИЛИ ВЛИЯНИЕ НЕНАЛОГОВЫХ ПЛАТЕЖЕЙ НА ХОЗЯЙСТВЕННУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЙ ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА |
12.12.2016 19:25 |
29 ноября члены Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию приняли участие в работе круглого стола «Проблемы неналоговых платежей в транспортной отрасли: прогноз экономического состояния в 2017 году» в рамках XII Всероссийского налогового форума, организованного ТПП РФ. Модератором выступил председатель Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, президент Союза транспортников России Виталий Ефимов. В работе круглого стола приняли участие представители федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и науки: директор Департамента экономики и финансов Минтранса России Татьяна Горбачик, заместитель директора Департамента оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России Анна Макаренко, председатель Совета директоров ЗАО «Группа компаний S7» Наталия Филёва, руководитель Центра отраслевой экономики Научно-исследовательского финансового института Минфина России Инна Рыкова, директор по внешним связям Московского аэропорта Домодедово Денис Нуждин, руководитель группы Департамента экономики и финансов АСМАП Александр Мишахин, заведующий кафедрой МИИТа профессор Дмитрий Мачерет, профессор Государственного университета морского и речного флота Елена Лаврентьева. Во вступительном слове Виталий Ефимов отметил, что по оценкам экспертов на сегодняшний день действует около 60 неналоговых платежей. Которые вводятся бессистемно и отрицательно влияют не только на транспортный сектор экономики, но косвенно и на другие сектора экономики. ТПП России и Союз транспортников России провели большую аналитическую работу по оценке влияния неналоговых платежей на хозяйственную деятельность субъектов предпринимательской деятельности и в частности на предприятия транспортного комплекса. Обеспокоенность предпринимательского сообщества ростом неналоговых платежей была доведена Президентом ТПП РФ Сергеем Катыриным Президенту Российской Федерации Владимиру Путину, который поддержал предложения ТПП России по «наведению порядка» в данном вопросе. В настоящее время Минэкономразвития России разработало план мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей. Первое, что устраивает транспортный комплекс в указанном плане это объявление моратория на введение новых неналоговых платежей, далее их инвентаризация, внесение изменений в законодательную базу, создание единого реестра неналоговых платежей и порядок их начисления. Нам необходимо его детализировать с позиции транспортной отрасли, а может быть и с детализацией по видам транспорта. С основным докладом выступил Дмитрий Мачерет, в частности он отметил, что полной ясности с понятием неналогового платежа нет. Например, плата за оснащение автомобилей тахографами. С одной стороны, ее получателем не является федеральный или местный бюджет, т.е., формально, она не является неналоговым платежом, с другой стороны, эта плата обусловлена обязательными правовыми нормами, а не собственным решением хозяйствующего субъекта, и она создает нагрузку на бизнес. При том, что ни с точным юридическим определением, ни с перечнем неналоговых платежей нет 100-процентной однозначности, проблема неналоговых платежей существует, и она значима для транспортной отрасли. Неналоговые платежи, по сути, представляют собой параллельную налоговую систему, включающую порядка семидесяти платежей. Полного однозначного реестра неналоговых платежей в настоящее время не существует. При этом неналоговые платежи регулируются различными нормативно-правовыми актами. Это и множество федеральных законов, и постановления Правительства страны, Налоговый, Земельный и Лесной кодексы Российской Федерации и иные нормативно-правовые документы. Бессистемность установления и взимания неналоговых платежей позволяла увеличивать обременение предпринимательской деятельности за счет их изменения или установления новых платежей. Татьяна Горбачик проинформировала участников мероприятия о задачах Минтранса России по финансированию транспорта и дорожного хозяйства в рамках проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2017 год и плановый период на 2018-2019 годы». Инна Рыкова в своем выступлении проинформировала участников о мерах государственного стимулирования устойчивого экономического роста транспортной отрасли. Об эффективности государственной поддержки пассажирских перевозок воздушным транспортом рассказал Дмитрий Куделькин, заместитель генерального директора авиакомпании «S7». В частности он отметил, что государственная поддержка должна быть стимулирующей, ориентированной на результат - рост спроса, рост пассажиропотока, рост экономики. Также необходима единая логика стимулирования по всем видам транспорта и перевозчикам - выбирать вид транспорта и компанию-перевозчика должен пассажир. В частности единая ставка НДС для всех видов транспорта - 0%; субсидирование пассажира, а не маршрута, вида деятельности или компании. Субъекты транспортной отрасли должны понимать долгосрочную стратегию государства по стимулированию перевозок. Наличие такого понимания существенно повысит их стремление инвестировать в развитие хабов, новых маршрутов. О новом акцизном налогообложении судоходного бизнеса участников круглого стола проинформировала Елена Лаврентьева. Руководитель аналитического центра компании «Пепеляев Групп» Вадим Зарипов в своем выступлении отметил, что в сфере международных автомобильных перевозок уплата неналоговых платежей и их влияние на хозяйственную деятельность перевозчиков стоит наиболее остро относительно других видов транспорта. Он детально рассмотрел влияние двух видов неналоговых платежей на деятельность предприятий международных перевозок. Это неналоговые платежи, которые уплачиваются при оказании перевозчиком транспортных услуг и неналоговые платежи связанные с обновлением парка транспортных средства. Анна Макаренко, рассказала о начале реализации плана мероприятий по систематизации неналоговых платежей и формированию единого перечня неналоговых платежей (дорожная карта). По первому пункту дорожной карты «введение моратория на установление новых уплачиваемых субъектами предпринимательской деятельности платежей…» Минэкономразвития России подготовила и направило в Аппарат Правительства Российской Федерации проект поручения, который сейчас рассматривается. Затем она проинформировала о том, что с 1 января 2017 года Минэкономразвития России начинает пилотный проект по проведению оценки фактического воздействия нормативных правовых актов на хозяйственную деятельность предприятий, в соответствии с которым в список действующих нормативных актов, которые подлежать оценке, теперь попадают и акта федерального уровня. Такой перечень актов формируется и в нем присутствуют нормативные акты, регулирующие транспортную отрасль. Предложения по изменению порядка налогообложения услуг аэропортов озвучил Денис Нуждин. В частности было предложено с целью стимулирования развития инфраструктуры воздушного транспорта и минимизации нагрузки на потребителей принять подход, утвержденный 7 июля 2015 года на совещании заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича: - отменить льготу по НДС для услуг аэропортов; - зафиксировать четкий перечень услуг аэропортов, которые будут облагаться НДС по ставке 0% на международных воздушных линиях (обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставление аэровокзального комплекса; обеспечение авиационной безопасности; обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом; хранение авиационного топлива); - ко всем прочим услугам аэропортов применять ставку НДС 18% как на международных воздушных линиях, так и на внутренних воздушных линиях. Ответственный секретарь Комитета ТПП РФ по транспорту и экспедированию, А. Борищенко |